Введение.
Итак, для начала работы нам понадобится программное обеспечение,
которое очень легко можно найти на просторах всемирной паутины.
Попробовав множество разных продуктов от разных компаний, я предпочел
Wavelab, аудио редактор от компании Steinberg
А также пакет плагинов Mercury bundle от компании Waves.
Так же некоторые примеры показаны в Adobe Audition
и Nuendo все от того же Steinberg
Почему именно такой набор? Почему именно так, а не как-то иначе? Набор
программ может быть различный, так же, как и набор плагинов. Цель
этого мануала не создать жесткие рамки или какие либо ограничения. Я
хочу лишь на примере своих навыков показать основные принципы и
моменты, на которые стоит обратить внимание. Если вы уже имеете опыт
работы со звуком, то я предлагаю свои методы как альтернативные.
Если не можете найти в сети программное обеспечение, вам дорога на
официальные сайты компаний Steinberg, Waves, Audition, Nuendo и покупаем все за денежку, если таковые имеются в большом количестве.
Краткий обзор интерфейса
Рассмотрим для начала окно программы Wavelab
Мы видим стандартный набор инструментов это строка меню(1), панель управления(2),
которую можно настроить по своему вкусу, добавить, удалить и
разместить инструменты в удобном для вас порядке, и мастер секцию(3). Все серое пространство это рабочая область.
Теперь создадим новый проект, в котором будем работать.
Нажимаем кнопку New в виде белого листа и в выпадающем списке нажимаем Audio Montage(1).
В появившемся окне Sample rate выбираем значение 48000 Hz(2). Но
почему именно 48000 а не 44100 или какое-либо другое значение? Потому
что 48KHz стандарт для DVD формата, а 44100 Hz это стандарт CD. Мы
работаем со звуком для видео материала, а не для записи на AUDIO CD,
поэтому будем придерживаться именно DVD стандарта.
Подробнее что такое Sample rate (частота дискредитации) читайте в статье
Цифровой звук "изнутри".
Итак мы создали проект , теперь добавим туда нашу дорожку для обработки
Для этого кликаем правой кнопкой мыши по пустому месту в окне проекта и выбираем пункт Insert audio file (1), в открывшемся окне выберем нужные файлы для импорта(2). Обратите внимание, чтобы свойства файлов совпадали со свойствами проекта(3)НО оставим наш проект и перейдем к точке входа, а именно к записи.
Запись
Обычная запись
Показана на примере 2-х секвенсеров.
- Кнопка вызова панели записи
- Параметры записи(см. п.3,4,5)
- Количество каналов, как правило это mono, если конечно у вас не стоит стерео пара, тогда смело можно ставить stereo.
- Частота семплирования, чем выше частота тем подробнее будет
записан ваш файл, однако ваша звуковая карта может не поддерживать
высокие частоты и завышение этого параметра только добавит "мусора" в
запись. Еще от этого зависит размер файла, чем выше частота, тем
больше размер файла на единицу времени.
- "Битность" в двух словах не объяснишь, но скажем так, этот
параметр тоже влияет на качество, чем выше битность, тем выше
качество, опять же при наличии адекватного оборудования. Но если
звуковая карта не поддерживает соответствующую битность, то пустое
место заполниться нулями, и ничего кроме прироста в весе не даст. Все
современные проф звуковые карты поддерживают формат 24bit его
желательно и ставить в настройках. Если у вас USB микрофон, смело
ставьте 16bit, большую он не поддерживает.
- И собственно кнопка запуска
- Кнопка записи. Как только вы на неё нажмете появится окно №2 с параметрами записи, если конечно вы не создали фаqл до этого.
- Окно с параметрами записи
- Частота дискретизации 48кГц стандарт DVD 44.1кГц стандарт аудио CD
- Формат каналов если у вас не стерео пара(микрофонов) смело ставим моно
- Битность. Устанавливается в зависимости от возможностей
вашей звуковой карты. В про картах ставим 24bit. Если у вас USB
микрофон, смело ставьте 16bit
- Созданный файл
- Кнопка паузы
- Стоп
Запись с таймингом
Почему так?
- Это упрощение работы над многоголосым проектом.
- Это экономия времени на сборку проекта (берегите своих "таймеров")
- Это экономия места, что упрощает передачу и хранение файлов, за счет хранения файлов в _.omf
Основное отличие от простой записи, то что запись ведется в режиме монтажа\мультисессии\проекта
- Кнопка включения записи на дорожке. Другими словами показываем куда записывать. На клавиатуре "R"
- Параметры записываемого файла. Обычно определяются параметрами проекта.
- Кнопка старта воспроизведения, на клавиатуре пробел "пробел"
- Кнопка старта записи "numpad *" Запись начинается от курсора.
- Треки обозначены помечены на рисунке буквами:
- a - трек с видео
- b - трек с записанным материалом
- c - трек с оригинальной дорожкой
Теперь же перейдем непосредственно к обработке материала.
==DC Offset==
ВСЯ ОБРАБОТКА ЗВУКА ПРОИЗВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ФОРМАТЕ WAV! ОРИГИНАЛЬНАЯ ДОРОЖКА ТОЖЕ ИЗВЛЕКАТЬСЯ В WAV!
При оцифровке звука иногда происходит так, что осцилограмма отклоняется от центральной оси, как показано на рисунке ниже.
Что из этого следует? Следует из этого одни сплошные минусы.
Во-первых это искажение звука. Во-вторых это может сбить работу
плагинов и тд. Но не все так страшно и с этим можно и даже нужно
бороться. Надо всего лишь откалибровать нашу запись относительно
центральной оси. Я покажу как это сделать на примере аудиоредактора
WaveLab. И так для начала нам конечно же нужно открыть нашу запись в
редакторе(для тех кто не в курсе File/Open/Wave). Потом выделяем всю
запись обычным двойным кликом по нулевой оси. После выделения идем в
меню Process и выбираем пункт Eliminate DC offset(запомните это название почти во всех секвенсерах используется оно).
После этого программа проанализирует нашу запись и во открывшемся
окне покажет, в процентном отношении, на сколько запись отклонена от
центральной оси. Нажав в этом же окне кнопку "ОК" программа
откалибрует нашу запись. Делается эта процедура до начала всяческой
обработки записи.
Избавляемся от шума.
В сети можно найти великое множество статей про шумоподавление и
способы его применения. Многие люди говорят, что шумодав это плохо и
лучше его не использовать, потому что это коверкает исходный звук. Не
могу сказать, что это не так, точнее все так, но это говорят в
большинстве люди, которые имеют дело с высококачественными
профессиональными записями, для создания которых используются
дорогостоящая аппаратура. В таком случае действительно уровень шума в
записи будет настолько незначительный, что его можно будет и не заметить
при прослушивании. В нашем же случае записи имеют далеко не тот вид в
котором можно было бы оставить все как есть, поэтому будем стараться
исправить подручными средствами. Конечно, если вывернуть любой шумодав
на максимум то можно испортить любую запись вне зависимости от её
качества. Никогда не доверяйте цифрам, это всего лишь ориентиры для
вас. Самый лучший инструмент это ваши уши. Всегда слушайте, что
получилось в финале, и, если вам нравится результат, то он понравится
многим, не сомневайтесь.
Итак, приступим
Добавляем плагин на дорожку(1) нажимаем кнопку Effects и выбираем наши установленные плагины Waves(2)
Выбираем интересующий нас плагин Z-Noise Stereo(1) примечание:
у меня почему то плагины отображаются по два раза, скорее всего
потому что по умолчанию они ставятся и в VST и в DX формате, а
WaveLab отображает все что понимает.
Теперь рассмотрим, что к чему в окне плагина
Основные элементы настройки плагина можно наблюдать если не во всех,
то во многих шумоподавляющих плагинах. Итак в левой части окна
находятся основные элементы управления параметрами, но для полноты
картины я постараюсь подробно описать все элементы управления.
- «Threshold» (Порог). Представляет собой ничто иное, как
регулирование громкости только что захваченного нами шумового примера
(профиля). Чем выше сделать порог, тем более громкие звуки плагин
будет захватывать в обработку. Сигнал тише профиля будет
обрабатываться, сигнал громче его — считаться полезным сигналом и
пропускаться. На графике отображается белой кривой, если потаскать
ползун, будет видно, как она ходит вверх-вниз. Имеет диапазон от -20
дБ до +50 дБ. По умолчанию установлен в 0 и желательно не поднимать
его выше 4.
- «Reduction» (подавление). Собственно, количество силы, с
которой плагин будет бороться с шумом путём вычитания профиля из
сигнала, который тише порога. Имеет вполне предсказуемый диапазон
значений от 0 до 100 обычно хватает в пределах 20.
- «Attack» (атака). Определяет количество времени в
миллисекундах, проходящее от времени обнаружения шума в сигнале до
времени, когда сила обработки достигнет максимума (установленного
ползуном Reduction). Во время атаки подавление плавно нарастает от 0
до установленного значения, чтобы избежать неудобоваримого скачка в
звуке. Принимает значения от 0 до 1000 (1 секунда). Играет неоценимую
роль в разборчивости сигнала после обработки. Более быстрые значения
позволяют добиться более раннего снятия шума и подходят для резких
звуков, в том числе и речи. Более медленные значения позволяют плавно
снижать мощность шума.
- «Release» (восстановление). Определяет количество времени всё
в тех же миллисекундах, в течение которого плагин снижает силу
обработки. Время восстановления начинается сразу же после прошествии
времени атаки. Принимает значения от 0 до 10000 (10 секунд). Как и
предыдущий параметр, позволяет избегать неприятных скачков громкости
при обработке. Более длинные значения позволяют сохранить больше
атмосферы звука, но могут привести к эху, более короткие значения
лучше удаляют шум, но делают полезный сигнал менее естественным. По
умолчанию установлен в 400 (0.4 сек)
- «Transients»- установка и регулировка чувствительности переходных процессов (для борьбы с шумовыми всплесками)
- «Knee» – Параметр отдаленно напоминающий Attack и Release,
то есть с помощью этого параметра можно отрегулировать насколько
жесткими или мягкими будут пороги срабатывания плагина. Имеет
значения 0 – 100
- пик-метр «NR». Собственно показывает количество применяемой обработки в дБ в текущий момент и пиковое её значение.
- Кнопка «Learn» (вызубрить). Служит для указания плагину, что этот кусок надо запомнить в качестве профиля шума.
- Кнопка «Extract»(извлечь). Интересное новшество от компании
Waves. Если у вас есть запись, но так получилось что вы забыли
записать чистый шум. Не стоит жать Shift+Delete. Функция Extract
позволяет сканировать шум непосредственно из полезного сигнала, что в
некоторых случаях может очень помочь. А теперь ВНИМАНИЕ! Старайтесь
не использовать этот режим, он является крайним случаем и то не
всегда помогает, так что уповать на то что техника все сделает сама
не в коем случае нельзя. Не забывайте записывать чистый шум и
пользуйтесь кнопкой «Learn»
- Кнопка «Adaptive»(Адаптация или адаптировать) Еще одно
интересное новшество. Если у вас хороший микрофон, сопутствующее ему
железо и хорошее качество записи, то по сути вам не нужно
использовать эту функцию, у вас шум имеет определенный диапазон и
распределяется по записи равномерно. Но если микрофон не очень а
железо подкачало, то часто бывает так, что шум в разных частях имеет
разное значение как по уровню, так и по занимаемому диапазону. В
этом случае поможет данная функция, которая просчитывает и удаляет
шум в реальном времени.
- панель «Optimize» - Здесь расположены три кнопки, задающие принцип работы плагина.
Кнопка «Punch» - Самый жесткий вариант, для голоса не применяется. Кнопка
«Norm» - Соответственно средний вариант, оптимален для голоса,
поэтому в большинстве случаев я использую именно его. Кнопка «Smooth» - Ну и самый мягкий вариант, опять же для голоса не совсем подходит
- Шумовой параметрический эквалайзер – Подробнее, что такое
эквалайзер, я расскажу далее. А здесь, если вы слышите, что на
каком-то диапазоне плагин плохо работает, то можно вручную
корректировать шумовой профиль.
- Пик-метр "Output" (мощность выходного сигнала). Индикатор показывающий уровень сигнала обработанного звука
- Кнопки "Output Monitor" (мониторинг сигнала). Очень
интересная возможность для контроля, сколько же мы тут понарезали.
Кнопка "Audio" (звук) демонстрирует нам звук, обработанный плагином. А
вот более привлекательная кнопка "Difference" проигрывает ТОЛЬКО
неполезный сигнал, который отрезан от нужного плагином. Необходимо
мониторить звук с помощью этой кнопки, чтобы послушать, не попало ли
слишком много нужного сигнала под срез.
Теперь мы знаем какая функция за что отвечает, давайте уже наконец избавимся от надоедливого шума.
- Выделяем участок чистого шума.
- Нажимаем кнопку «Learn»
- Нажимаем кнопку «Play» (Для удобства можете использовать Пробел)
После того как мы загрузили слепок шума в плагин, отжимаем кнопку «Learn» и приступаем к настройке
Что показывают нам графики? Давайте посмотрим. По вертикали мы видим
уровень громкости в децибелах(Дб), по горизонтали частоту в герцах и
килогерцах(Гц и КГц)
Белый график – это слепок шума, все что ниже него будет подвергнуто обработке, все что выше будет пропущено без изменений.
Зеленый график – это уровень входящего сигнала, если на тихих местах
зеленый график располагается ниже белого графика, значит мы на верном
пути - весь шум обрабатывается, но это еще не значит, что посмотрев
на график можно закончить настройку.
Красный график – уровень выходящего сигнала, уже после обработки, как
мы можем заметить после обработки шум не пропадает полностью, но
становится значительно тише.
С графиками разобрались, теперь начинаем избавляться от шума.
Нажимите но панели мониторинга кнопку «Difference» и двигайте
бегуны(или как их еще называют фейдеры) «Threshold» и «Reduction» до
тех пор пока не услышите только яркий отчетливый шум, для этого можно
сделать громкость в колонках или наушниках побольше. Ориентировочные
значения для «Threshold» норма 0-4, максимум 6 если совсем все
плохо. «Reduction», тут ограничений нет можете использовать максимум,
если шум сильный, и минимум если шума практически нет.
Теперь переключим мониторинг в режим «Audio» и слушаем что мы
наделали, если все плохо двигаем бегунки пока не получим то что надо,
так же можно поменять значения attack и release для смягчения границ
обработки. И вот вы слышите что шум значительно понизился, при этом
полезная часть записи звучит чисто и даже голос остался тем же, что и
был. Поздравляю, вы справились с заданием. Что касается
представленного семпла на скриншотах, то шум там близок к низкому,
поэтому силу подавления я не стал поднимать высоко.
Итак, от шума в полезной части записи мы избавились, но что делать с
тем шумом, который остался между фразами? Неужели удалять его
вручную?! Но не хватайтесь за голову для таких случаев давно
придумано решение и имя ему «Gate»
Также добавляем слот для плагина, как и до этого, но выбираем плагин C1 Gate
Что же это такое и как оно работает? Проще говоря, Gate удаляет весь
сигнал который ниже установленного порога. Рассмотрим его элементы
управления и настройки.
- Пик-метр «Gate/Exp» - левый показывает уровень срабатывания плагина. Правый показывает уровень входного сигнала.
- Бегунок «Open/Close gate»(открытие\закрытие ворот) - уровень срабатывания, все что выше - пропускает, все, что ниже - удаляет.
На этом можно было бы и закончить, потому что это все, чем мы будем пользоваться здесь, но для полноты картины поехали дальше.
- «Floor»(уровень) - Регулятор уровня обработанного сигнала. По
умолчанию установлен –inf(- бесконечность), поэтому весь
обрабатываемый сигнал удаляется.
- «Gate Open/Close»(открытие\закрытие ворот) - дублируют
значения бегунка. Почему значения два? Для точности настройки работы.
Параметр «Open» задает начальную точку с которой плагин начнет
работать постепенно наращивая силу действия. Параметр «Close» задает
точку которой плагин начинает действовать на всю силу. Нам нужно
моментальное срабатывание поэтому эти параметры должны быть равны.
Параметры Attack и Release выполняют такие же функции, как и в случае с Z-Noise
- «Hold»(блок) - Параметр связан с параметрами Gate Open/Close,
если эти два параметра мы регулируем по уровню, то Hold это то же
самое, только выраженное во временных единицах. Имеет значения от
0.01 мсек до 5000 мсек.
- «Output»(выход) – Параметр регулировки уровня выходного сигнала.
- Пик-метр «Output» - Показывает уровень выходного сигнала.
Система координат у графика(8) следующая:
По вертикали – уровень входящего сигнала.
По горизонтали – уровень исходящего сигнала.
Теперь мы знаем, за какую функцию отвечает каждый параметр. Приступим
к настройке. Как я уже говорил: нам нужен только бегунок Open/Close
Gate. После обработки шумоподавляющим плагином уровень шума
значительно понижен поэтому параметр можно выставлять довольно
низкий. Примерно 50-60. Обязательно прослушайте полученный результат,
потому что если уровень вы выставили выше чем надо плагин своей
работой может отрезать нужные части полезной записи. Особенно
страдают глухие согласные на конце слов.
Наконец-то мы избавились от ненужного шума.
Компрессия.
Это не обязательная обработка! Он требуется только для устранения
недостатков записи! Если запись плотная, с малыми перепадами по
громкости, компрессия вообще не требуется!
Если вы задавались вопросом, что такое компрессия звука, то
наверное находили в интернете объемные статьи, в которых описана не
только компрессия, но и вся физика звука. Согласитесь, читать такую
статью скучно и неинтересно. Но как же нам поступить? Ведь компрессия
это важная деталь и не уделить ей внимания было бы грубым упущением.
Не пугайтесь, что такое компрессия можно описать двумя строчками.
Компрессор сужает динамический диапазон звуковой картины. Т.е.
уменьшает разницу между тихими и громкими звуками, выравнивая всё в
один оптимальный коридор. Теперь давайте посмотрим на сам компрессор.
Добавляем на дорожку еще один плагин и выбираем С1 Comp
Так как я уже рассказал, зачем компрессор нужен, сразу переходим к
описанию элементов управления и настройки. Как уже успели заметить,
интерфейс всех плагинов практически одинаковый, что на начальном этапе
упрощает понимание различных компонентов.
- Знакомый нам пик-метр, только теперь он называется «Comp\Exp»
- левый показывает уровень срабатывания плагина, правый - уровень
входящего сигнала.
- Бегунок «Threshold» - устанавливает значение уровня громкости, при превышении которого плагин начнет работать.
- Makeup – увеличение громкости
- Ratio (отношение) – это отношение входящего сигнала к
исходящему. Что это значит? Допустим установлено значение 5:1 это
значит что если разница в громкости до обработки была 5 Дб то после
обработки она будет 1 Дб.
Опять замечаем знакомые параметры Attack и Release
- PDR(Program Dependent Release) – Программная зависимость
значения Release, используется для более точной настройки значения
Release.
- Бегунок «Output» – Параметр регулировки уровня выходного сигнала.
- Пик-метр «Output» - Показывает уровень выходного сигнала.
Теперь настроим наш компрессор.
Как мы видим по графику, запись имеет как тихие, так и громкие
участки. В таком случае можно потянуть параметр Threshold пониже,
примерно на -18-22, а ratio 4:1. Теперь все зависит от вашей
внимательности, поэтому сосредоточьтесь на звуке, не бойтесь изменять
параметры компрессора, не забывайте что помимо Threshold и Ratio есть
еще множество параметров описанных выше, но после каждого изменения
обязательно прослушивайте полученный результат. Как вы уже заметили,
звук после компрессии значительно потерял в громкости, поэтому
поднимем немного громкости с помощью бегунка Output примерно на 1-2
Дб. Итак, мы выровняли нашу запись. После компрессии обычно вылезают
все косяки, будь то плохо вычищенный шум или какие-то посторонние
звуки при записи, если с первым еще можно как то бороться, вернувшись
к шумоподавляющему плагину и попробовать настроить его заново, то со
вторым придется перезаписывать неудачные участки, но об этом позже.
Лимитер.
Основная задача лимитера не давать сигналу превышать заданную громкость(порог).
Эквализация.
При записи каждый микрофон имеет свою Амплитудно-частотную
характеристику(АЧХ), поэтому один и тот же голос, записанный на разные
микрофоны, может звучать по разному, для приведения частоты звука в
порядок и применяется эквалайзер. Если брать в общем, то мужской голос
сдвинут ближе к низким частотам, женский в свою очередь занимает более
высокие частоты. Чтобы точнее понять что такое частоты и как их
изменение влияет на воспринимаемый звук, вспомните голос любимой девушки
который вы слышите из динамика телефона, согласитесь, вы узнаете, что
это она но голос отличается от реального, как будто чего то не
хватает. А не хватает как раз таки этих самых частот, дело в том, что
микрофон в телефоне обрезает низкие и высокие частоты.
Эквалайзеры делятся на две большие группы - это графические и
параметрические. Первые имеют много полос с фиксированной частотой,
минус его в том что такой способ корректировки является немного
грубоватым. Второй тип Параметрический, мы будем использовать именно
его, потому что такой тип эквалайзеров обладает высокой точностью и
гибкостью настроек.
Давайте добавим эквалайзер на нашу запись и посмотрим на него,
проделываем уже знакомую операцию и выбираем Q[x]-Paragraphic EQ. Как
вы видите их очень много и все отличаются одной лишь цифрой после
буквы Q. Сами плагины и принцип их работы никак не отличаются а цифра
эта означает количество полос для выставления центральной частоты
корректировки. Вы можете выбрать и плагин с максимальным количеством
полос (Q10) от этого ничего не изменится, но в моем случае я не буду
сильно эквализировать запись поэтому я возьму плагин с четырьмя
полосами(Q4) мне этого будет достаточно.
- Бегунок «Input» - Регулятор уровня входного сигнала. По
умолчанию установлен в 0 Дб и это максимальное значение поэтому можно
только понижать.
- Цифры (в данном случае 1-4) активируют регулировочные полосы на графике
- Type(вид графика) – при соответственном активированном маркере задает поведение графика
- Gain(уровень) – регулирует уровень выставленной частоты на полосе
- Freq(Частота) – регулятор центральной частоты на заданной полосе
- Q(Добротность) – Особенность параметрического эквалайзера в
том что он при регулировке центральной частоты выставленной на полосе
затрагивает и соседние частоты. Так вот, параметр Q регулирует ширину
полосы и то, сколько соседних частот будет затронуто. Это делает
работу эквалайзера более плавной.
- Бегунок «Output» - Регулировка выходного сигнала.
- Пик-метр «Output» - Показывает уровень выходного сигнала.
- Также хочу обратить внимание на такую функцию как Bypass,
если вы заметили, то она есть во всех плагин-слотах, которые мы
добавили. Поставив флажок, тем самым мы отключим плагин, и он не будет
воздействовать на нашу запись. Для чего это надо? Для того, чтобы
ощутить какие изменения вносит плагин своим действием. Если вы не
понимаете какие изменения внес тот или иной плагин, у вас всегда есть
возможность прослушать чистую запись.
Теперь мы знаем, что к чему, можно приступать к эквализации, но
перед тем, как начинать, я расскажу несколько довольно широко
известных хитростей. Первое и самое главное - подумайте нужна ли
эквализация вообще. Да-да, именно этот вопрос стоит задавать себе в
начале. Запомните: эквалайзер лучше работает с понижением частот,
нежели с их повышением; понижать частоты следует узкой полосой, а
повышать широкой. Также для лучшей эквализации используйте
спектральный анализатор. При понижении частот помните, чем ниже
частота, тем уже полоса, и чем выше частота, тем полоса
соответственно шире.
Итак, вы решили эквализировать свою запись. Чтобы помочь вам понять,
приведу ниже описания некоторых частот и связь их с записью голоса.
- 80 — 125 герц ----> Придание чувственности певцам, поющим в басовом регистре.
- 160 — 250 герц ----> Звуковая основа.
- 315 — 500 герц ----> Очень важно для качественного звука.
- 630 — 1000 герц ----> Важно для естественного звучания. Чрезмерное поднятие приводит к получению «телефонного звука».
- 1250 — 4000 герц ----> Артикуляция вокала, манера исполнителя.
- 5000 — 8000 герц ----> Очень важно для разборчивости.
- 1250 — 8000 герц ----> Придают чистоту и ясность.
- 5000 — 16000 герц ----> Чрезмерное усиление приводит к сыпучему, свистящему звуку.
После прослушивания записи, которая была взята для демонстрации, я
решил, что ограничусь лишь срезом низких частот ниже 150 Гц. Итак,
на выходе мы получили чистый и ровный звук. Можете поставить во всех
добавленных плагинах галочку Bypass (только не забудьте потом эти
галочки снять) и прослушать то, что у вас было в начале. Будете приятно
удивлены.
Монтаж и сведение.
Извлечение оригинальной дорожки
Мы подготовили нашу запись и теперь приступаем к не менее
ответственному заданию, а именно к монтированию её на оригинальную
дорожку.
Будем считать что равку (то есть сам видеоряд) вы уже стянули из
сети. Теперь нам нужно извлечь оригинальный звук для дальнейшей
работы. Для этого я использую программку xvid4psp 5.0 последней сборки
(найти можно на официальном сайте http://www.winnydows.com)
Совместно с пакетом кодеков K-Lite mega codec pack (найти можно на официальном сайте http://www.codecguide.com)
Приступим к извлечению оригинальной дорожки.
Запускаем программу xvid4psp и нажимаем Файл\Открыть файл(ы). В появившемся окне открываем наше видео.
Теперь нажимаем Аудио\сохранить в WAV, в открывшемся окне выбираем
папку, куда будет сохранена дорожка, и задаем ей имя. Здесь я думаю
сложностей возникнуть не должно, потому что все элементарно.
Режим монтажа
Оригинальная дорожка у нас есть, так что возвращаемся к нашему
аудио редактору. Как вы видите пока дорожка только одна, поэтому
добавим еще одну для оригинальной.
Слева находим флажок с цифрой 1, жмем на него, в открывшемся окне
выбираем пункт Add stereo track. Видим, что у нас появился еще один
пустой трек, в который мы добавим только что извлеченную оригинальную
дорожку. Кто забыл, как это делается, жмем правой кнопкой по пустому
месту в нашем новом треке, выбираем insert file и в открывшемся окне
выбираем извлеченную оригинальную дорожку. Теперь самое время
присвоить имена нашим трекам. Для чего это делается? Для собственного
же удобства. С самого начала привыкайте присваивать адекватные имена
трекам, потому что в будущем, собирая большие проекты с большим
количеством треков, грех не запутаться, где какой находится.
Слева на треке находим серый прямоугольник(1) и кликаем по нему два раза, в открывшемся окне(2)
пишем название треку, русские дорожки я обычно называю никами
дабберов, японскую соответственно «Original», вы можете именовать
дорожки как хотите, главное чтобы названия были вам удобны и вы
понимали, где что расположено.
В одно-двухголосных проектах мне удобнее, когда японская дорожка
расположена в самом верху, а русские - снизу, поэтому я передвину
оригинал на самый верх.
Для этого на треке где расположен оригинал находим флажок с цифрой 2(1)
и в открывшемся списке нажимаем move track up(переместить трек
вверх), таким образом вы можете разместить все треки в вашем проекте
так как вам удобно.
Теперь разведем общую громкость на треках. Я делаю это для того чтобы
был запас для манипуляций при сведении, а именно чтобы случайно не
перегрузить выходной канал.
Слева на треках находим бегунки виде красной и синей точки и опускаем их соответственно оригинал примерно на -6-8(1) а русские дорожки примерно на -4-6(2)
Тайминг
Теперь нам нужно подставить записанные фразы к оригинальной
дорожке. Не забываем, что оригинальная дорожка должна начинаться с
нулевой отметки(1)Ю поэтому берем её за нижнюю часть(2)
левой кнопкой мыши и двигаем к нулю. Обратите внимание на русскую
дорожку, я отрезал от неё первую фразу для сведения. Делается это
следующим образом: кликаете левой кнопкой мыши верхней части трека(3)
на том месте, где будет разрез, и нажимаете на клавиатуре кнопку S.
Для удобства в wavelab есть несколько режимов crossfade(перекрывания)
частей дорожек(4)рассмотрим их немного подробнее
- а) при наложении двух частей обе части смешиваются и при
воспроизведении обе слышны, обычно используется в тех случаях когда
два героя озвученные одним даббером говорят одновременно.
- б) при наложении двух частей правая часть перекрывает левую, я не использую данный вариант, мне он не удобен при работе.
- в) при наложении двух частей левая часть перекрывает правую,
использую постоянно, так как при больших паузах в записи можно
придвинуть части друг к другу лишний раз не обрезая пустоту между
ними.
При монтаже я ставлю русскую дорожку немного позже японской,
примерно на 200-300 миллисекунд, для того чтобы не получилось каши,
потому что уху сложно настроиться, на определенную речь. Вообще, при
овервойсе принято делать отставание, от оригинала, в 1 секунду
Для изменения масштаба проекта просто потяните за край черной рамки(5)
или зажмите клавишу Ctrl и вращайте колесо мыши. Это вам пригодится
для более точной подгонки фраз и быстрой навигации по всей длине
проекта.
Суть сведения и монтажа заключается в подстановке русских фраз к
оригинальным и выравнивании их по громкости так, чтобы русская дорожка
звучала немного громче оригинала, но не перебивала его полностью.
Если русская фраза звучит громче или тише, то она выравнивается с
помощью линии громкости, которая проходит посередине трека(6). При двойном клике по этой полосе можно поставить маркеры(7), с помощью которых более точно вывести громкость того или иного участка.
Начало положено, осталось только разобрать всю дорожку и свести
громкость. На данном этапе полагайтесь только на свои уши, никакие
анализаторы, плагины или тому подобное не сделают за вас этот этап,
здесь рассчитывайте только на свои силы. Чем лучше вы будете
вслушиваться и концентрировать внимание на звучании, тем лучше
получится конечный результат, а пока рассмотрим некоторые моменты,
которые могут возникать в процессе сведения.
Нередко бывает, что фраза записана с ошибками, неправильное
произношение, неправильное ударение, кто-то дверью скрипит на заднем
фоне или звучит как-то не так, как хотелось бы. Исправить такие
участки записи не представляется возможным, поэтому надо чтобы их
перезаписали, но как не запутаться, если таких участков не один
десяток (а в некоторых моих проектах счет шел на сотни)? Для таких
целей используются маркеры(1). Маркер это отметка привязанная к
определенному времени на треке, все маркеры добавляются в список,
который можно сортировать по нескольким параметрам, таким как тип,
время, имя и тд. Итак, у нас есть фраза, которую надо переписать,
ставим курсор на начало фразы и нажимаем кнопку Insert, таким образом
на месте курсора мы расположим маркер. Почему именно на начало? Почему
не выделяем фразу двумя маркерами в начале и в конце? Потому что если
мы в окне нашего проекта перейдем на вкладку Markers(2), мы
увидим все маркеры которые мы добавили на треки, и если выделить один
из них, нажать на воспроизведение, то мы услышим дефектную фразу
целиком так как воспроизведение начинается с месторасположения
маркера. Маркерам в свою очередь можем задать имя, просто кликните два
раза левой кнопкой мыши по пустому окну в столбце Marker name(3),
обычно в имени я кратко пишу то что меня не устраивает, а в
многоголосных проектах еще и ник даббера, чтобы при завершении
сведения быстро выписать и сформировать список нужных исправлений, а
потом при исправлении очень быстро перемещаться по проекту.
Также бывает, например, пока делался монтаж, вышла новая равка
лучшего качества, но аудио дорожки не совпадают и соответственно при
подстановке новой дорожки в проект русский не совпадает с оригиналом.
В этом случае нам нужно сдвинуть весь трек (или несколько треков) на
какое-то определенное значение. Для этого выделяем тот трек который
будем двигать, в нашем случае это русская аудио дорожка, делаем его
активным, просто кликнув по любой его части (левая панель у активного в
данный момент трека имеет серый цвет), переходим на вкладку Edit(1) и нажимаем на пиктограмку Track auto-grouping(2)
или нажимаем на клавиатуре латинскую T. Теперь берем первый кусочек
нашей дорожки и двигаем его на нужное место, вместе с ним
соответственно сдвинутся и все остальные кусочки на треке.
Но самое главное преимущество работы в режиме монтажа, в том что всю
обработку можно сделать не внося никаких физических изменений в
оригинальную запись. Вы спросите как? Просто эменно в монтаже мы и
использвуем на всю катушку VST плагины, перечисленные выше:
Mini chat |
|
|
|