Steinberg Nuendo.
И снова здравствуйте. Сегодня речь пойдет о многофункциональной платформе для работы с цифровым звуком под названием Nuendo от компании Steinberg. Программа относится к рангу высококлассных платформ, поэтому она имеет практически неограниченные возможности в работе.
Введение.
В данной статье, как вы уже поняли, я попробую рассказать,
что такое Nuendo и с
чем, а главное зачем, её едят. «Для чего мне это?» спросите вы. Я сам
затрудняюсь ответить на этот вопрос. Все новое обычно воспринимается в три
этапа сначала скептический вопрос «Для чего мне это?», потом догадка «Можно
попробовать», а потом признание «Как я раньше без этого жил!» Как и всегда я не
навязываю свою точку зрения, а лишь передаю свое видение некоторых моментов.
Для
начала, конечно же вам нужно раздобыть и поставить программу на ваш рабочий
компьютер. Раздобыть можно в местах довольно таки всем известных, могу только
сказать, что на момент написания статьи последняя «народная» версия продукта
была 4,3. Ну а кто не нашел тому дорога на официальный сайт разработчиков(http://www.steinberg.net/en/products/nuendo.html).
Устанавливать можно только саму Nuendo без каких либо расширений(HALionOne и Expansion kit) потому что это средства для создания музыки и естественно использоваться не будут. Что еще…конечно же VST плагины, на этот раз использовать будем я думаю много всего, «Зачем?», будем считать что для разнообразия. Итак, мы начинаем.
Интерфейс, Создание проекта и первоначальная настройка.
Давайте посмотрим что нам подсунули на этот раз.
После запуска мы видим пустую рабочую область(1), отчасти знакомая строка меню(2), транспортная панель(3). Теперь создадим новый проект.
Нажимаем File/New project(1) или сочетание клавиш Ctrl+N и в появившемся окне выбираем пустой темплейт(2), нажимаем ОК(3).
После создания проекта видим, что инструментов и областей прибавилось. Рассмотрим некоторые из них.
- Кнопка активации проекта, имеет смысл только в том случае если открыто несколько проектов сразу, активирует выбранный проект для дальнейшего редактирования.
- Constain delay compensation - если дословно то компенсация задержки вносимой VST плагинами. При активации отключает все плагины которые вносят эту самую задержку. Функция в нашем случае бесполезная.
- Show Inspector - включает\выключает отображение соответствующей панели. В ней отображаются элементы управления выделенного трека.
- Show Event Infoline – включает\выключает отображение соответствующей панели. Она отображает информацию о выделенном файле, добавленном на трек.
- Show Overview – включает\выключает отображение соответствующей панели. Панель представляет собой навигатор по проекту. В нем отображается показываемая область на экране монитора относительно всего проекта.
- Open pool – открывает окно управления файлами добавленными в проект и скопированными в рабочую папку.
- Open mixer – открывает окно микшера. Микшер является общей панелью и дублирует многие элементы управления, как отдельными треками, так и проекта в целом.
- Show automation panel – открытие панели автоматизации. Что такое автоматизация и зачем она вообще нужна я расскажу далее.
- Блок управления воспроизведением – включает в себя следующие кнопки (слева направо)
- Переход курсора на предыдущий маркер или возврат на нулевую отметку.
- Переход курсора на следующий маркер.
- Зацикливание выделенного отрезка.
- Остановка воспроизведения.
- Воспроизведение.
- Запись.
Если посмотреть на транспортную панель, то можно заметить похожий блок управления, только расширенный еще двумя кнопками перемотка назад\вперед.
10. Блок с инструментами – подробнее
мы рассмотрим его далее.
11. Кнопка автопрокрутки – включает\выключает
автопрокрутку видимой области трека за воспроизводящим курсором.
Теперь уже не все так страшно как
казалось в начале по крайней мере мы уже знаем где что расположено на экране
монитора и как оно называется.
Сейчас нам нужно настроить нашу
звуковую карту для работы с nuendo.
Нажимаем Devices/Device setup(1) в открывшемся окне выбираем VST Audio System(2), далее в строке ASIO Driver нажимаем на флажок(3) и выбираем
драйвер вашего устройства(4).
Теперь немного теории. Nuendo работает только с ASIO драйверами устройств! Подробнее что
такое ASIO драйвер
и принцип его работы можно узнать в статье про ASIO. Посмотреть имеет ли ваша аудио карта
аппаратную поддержку ASIO драйвера можно в сопроводительных документах или поискать в
интернете на сайте производителя, сразу скажу что все встроенные модели аудио
карт интегрированные на материнскую плату компьютера аппаратной поддержки ASIO драйвера не имеют. Но не стоит
расстраиваться если такой поддержки вы не обнаружили, ASIO драйвер можно эмулировать на
программном уровне, подробнее читайте также в статье про ASIO.
Устройство воспроизведения мы выбрали
теперь нам нужно настроить выходные и входные(если планируете записываться)
каналы на порты нашего устройства.
Оставляем стерео шину, также в
столбце Audio Device(1) выбираем нашу аудио карту, в столбце Device Port(2) выбираем порты куда подключена
воспроизводящая система соответственно левому и правому каналам(Left\Right).
Закрываем
окно, с этими настройками разобрались. Далее настроим интерфейс программы для
удобной работы.
Открываем file/preferences(1) и
начинаем.
Переходим
в раздел Editing/Video(2) снимаем галочку с позиции Generate thumbnail cache on import video file(3),
для того чтобы отключить кеширование видео при воспроизведени и тем самым
уберечься от ненужных тормозов.
Подробнее о том что такое частота
дискредитации(smple rate) и глубина(bit) звука читайте в статье Цифровой звук изнутри.
Так же советую настроить некоторые
горячие клавиши.
Действие Zoom/Zoom in клавиша W
Действие Zoom/Zoom out клавиша Q
Увеличение\уменьшение(соответственно)
масштаба проекта.
Еще советую переназначить действия
соответствующие управлению записи, если вы будете записываться, а именно:
Edit/Record enable – указывает трек на который будет
производится запись, также это действие продублировано на каждом треке виде
соответствующей кнопки. К примеру, назначьте её на R
Transport/Record – запускает процесс записи, тоже
самое делает кнопка записи на панели транспорта. К примеру, назначте её на V
Поздравляю с настройками программы мы
закончили. Получилось много страшных, громоздких и не понятных слов и терминов
в которых можно с легкостью запутаться, не так ли? Но ничего не поделаешь, как
говориться тяжело в учении легко в бою.
Подготовка и добавление видео ряда и оригинальной дорожки.
Так
как я не очень понимаю все что связанно с кодированием видео, я делаю следующее,
отдельно выдергиваю оригинальную аудио дорожку и из исходного видео делаю
хардсаб с параметрами для воспроизведения на железных DVD плеерах.
Для этого я использую XviD4PSP версии 5.0(официальный сайт www.winnydows.com) и пакет кодеков k-lite codec pack(официальный
сайт www.codecguide.com). Теперь
вытащим оригинальную дорожку.
И
сохраняем оригинальную дорожку. Для этого жмем Аудио/Сохранить в WAV, задаем имя файла и выбираем папку нашего
проекта.
Теперь подготовим видео.
Итак мы
сделали хардсаб, теперь добавим его в наш проект, как говорилось ранее жмем
File/import/Video file только теперь снимаем галочку Extract Audio и жмем Open. Осталось добавить оригинальную дорожку.
Запись.
Само собой для записи
нам потребуются кое-какие дополнительные железяки, такие как например микрофон,
аудио карта, может даже и микрофонный усилитель. В общем все зависит от вас, вашего кармана и
количества денег в кармане. На ресурсе для которого пишется эта статья есть очень хорошая тема с описанием железок для фандаба, созданная моим коллегой под ником ChipSky, тема содержит в себе описание оборудования с конкретными примерами и приблизительными ценами, поэтому если вы раздобыли некоторое количество условных единиц и планируете на них приобрести себе что нибудь для улучшения вашей записи, то настоятельно рекомендую прочитать эту тему. А теперь перейдем к записи. Кто забыл устройства записи и воспроизведения мы
настраивали в самом начале статьи, так что будем считать что все настроено и
работает. Сейчас рассмотрим то, как производится запись в Nuendo
Для
начала нам нужен пустой трек на который будем записывать. Проделываем уже
знакомую процедуру добавления, то есть жмем правой кнопкой по пустой области
под треком с оригинальной дорожкой, выбираем add Audio track(1) только теперь поменяем конфигурацию
трека на mono(2), так
как записываться мы будем именно в моно режиме. Запомните определения «запись
на трек» и непосредственно «запись» имеют разные значения, «запись на трек» –
всего лишь указывает трек на котором будет отображаться записанный файл, а вот
«запись» уже включает захват звука с микрофона, об этом далее уже в
подробностях.
Теперь
активируем запись на трек, для этого на треке найдем кнопку Record Enable(1) и нажимаем её, нажатая кнопка
подсвечивается красным цветом. Теперь если нажать на кнопку Record(2) на панели транспорта то на наш пустой
трек пойдет запись, трек во время записи также подсвечивается красным цветом. Для
удобства вспомните горячие клавиши которые мы назначали для записи и пункт Return to Start Position on Stop в настройках. Одеваете наушники и в бой, орудуя
клавишами старта записи(мы настроили на V, по умолчанию * numpad) и старта воспроизведения(пробел)
записывайте фразы, а оригинальная дорожка и видео ряд с субтитрами помогут максимально
точно ориентироваться что и где писать. При остановке записи курсор
возвращается на начало записанного отрезка и вам остается только надавить
пробел и прослушать только что записанную фразу для проверки на правильность произношения
и выявления других косяков. В чем заключаются плюшки такой формы записи? Это
максимально возможное ориентирование при записи, то есть вы слышите, где должна
быть фраза, как и с какой интонацией она должна быть сказана. Далее, вы пишите
все фразы с расстановкой, то есть под тайминг и вам или вашему технарю это
сэкономит кучу времени и сил.
Вот мы уже имеем записанную, даже не обязательно вами,
русскую дорожку, а это значит, что теперь мы переходим к следующей очень
обширной части, обработке звука. Эта тема всегда порождает большое количество
холиваров на такие темы как «что лучше?», «мое кун-фу круче твоего», «я
дартаньян…» и тд. и тп. Я как и обычно всего лишь решил поделится своим опытом,
так что использовать его или нет, все зависит от вас, я не настаиваю что моя
точка зрения единственная и самая правильная. К чертям лирику поехали дальше.
Обработка звука в Steinberg Nuendo.
Структура обработки во многом такая же как и в соседней статье, так что я часто буду давать ссылки на разделы в ней или копировать оттуда некоторые части. Не будем заново изобретать велосипед и заострять внимание на том, что уже было сказано. Но прочитать раздел все-таки стоит, потому что некоторых частей в предыдущей статье попросту нет или к ним имеется альтернативное решение.DC Offset
Теперь
рассмотрим как это сделать. Нам понадобится любой частотный фильтр, я буду
использовать Oxford
EQ Naitive. На inspector панели(та которая в левой
части) находим вкладку Inserts(1) там
находятся восемь слотов для добавления различных VST плагинов на трек. Кликаем по окну первого
слота и выбираем из списка плагин в данном случае Oxford EQ Naitive(2).
Избавляемся от шума
- Область графиков – повертикали имеет шкалу в децибелах(Db) по горизонтали шкалу в герцах(Hz), отображает графики входящего(зеленый), выходного(красный) сигналов и рисунок снятого шума(желтый)
- Learn Time – время для снятия рисунка шума, может быть как фиксированной(от 100 мили секунд до 5 секунд) так и произвольной в режиме Manual
- Кнопка Learn – активирует и деативирует режим снятия рисунка шума. При активном режиме надпись Learn подсвечивается фиолетовым цветом. Если в поле Learn time вы выбрали фиксированное значание времени, то режим Learn отключится автоматически после воспроизведения отрезка равного выбранному времени. Если вы выбрали режим Manual то вы сами отпределяете начало и окончание режима Learn.
- Disp mode – параметр указывающий графики каких каналов отображать.
- Пик метр уровня выходного сигнала
- Gain – изменение уровня выходного сигнала
- Amount – регулятор силы подавления шума с которой плагин будет действовать, так же этот параметр может называться reduction как например в плагине из предыдущей статьи
- Threshold – регулятор уровня нашего шумового рисунка(профиля) действует так же как и в плагине z-noise от Waves.
- Attack – Время которое проходит с момента обнаружения шума и до момента когда плагин начинает работать на максимум выставленных параметров.
- Release – Время востановления, Определяет количество времени в течение которого плагин снижает силу обработки.
- Knee - параметр отдаленно напоминающий Attack и Release, то есть с помощью этого параметра можно отрегулировать насколько жесткими или мягкими будут пороги срабатывания плагина.
- Кнопка auto – между регуляторами attack и release включает режим точной подстройки этих двух параметров в режиме реального времени.
- Кнопка Monitor – включает режим мониторинга удаляемого плагином сигнала.
- Панель Edit – позволяет в ручную, более точно, подстраивать и редактировать рисунок шума и параметры обработки шума в окне графиков, кнопка reset сбрасывает все изменения внесенные с помощью этой панели.